Психологическая реабилитация детей, пострадавших от насилия

01.03.2024 г. – 31.01.2025 г.

Проект направлен на психологическую реабилитацию несовершеннолетних, имеющих нарушение социальной адаптации, в связи с пережитым насилием

Целевая группа – подростки, которые учатся в специальной учебно-воспитательной школе №2 открытого типа г. Санкт-Петербург

1. Программа групповых занятий для подростков

Цикл интерактивных тематических занятий в формате психологического тренинга с включением упражнений, направленных на самоанализ, модерируемое психологом обсуждение «трудных» вопросов, выработку и закрепление новых поведенческих навыков. Цикл будет состоять из 5 занятий. Темы, которые будут разбираться с подростками на занятиях:

  • Эмоции, их выражение, техники управления эмоциями
  • Конфликт и буллинг, причины, как реагировать, что делать
  • Насилие и агрессия, последствия, к кому обращаться за помощью и почему важно получать психологическую помощь
  • Совладание с тревогой и стрессом, техники анализа проблемной ситуации
  • Внешние и внутренние ресурсы, которые помогают преодолевать трудности

Обращение к последствиям насилия и работа с ними отражена прежде всего в темах про эмоции, буллинг, насилие. Каждое занятие будет включать упражнения, направленные на укрепление позитивных поведенческих навыков и внутренних ресурсов. Чтобы вовлечь подростков на занятиях будут использоваться анимационные ролики, рабочая тетрадь участника, разработанные специально для подростковой аудитории.

 2. Индивидуальная программа реабилитации для подростков, переживших насилие

Всем участникам занятий, которые нуждаются в психологической помощи в связи с пережитым насилием, будет предоставлена возможность индивидуальной работы с психологом. Мишени психологической работы, выбор конкретных методов и продолжительность реабилитации будут определяться для каждого подростка индивидуально.

Для учащихся школы, не участвующих в групповых занятиях, также будет предоставлена возможность обратиться за поддержкой к психологам организации «Врачи детям». Для того, чтобы рассказать всем учащимся о возможностях получения помощи, мы проведем в школе информационную акцию, на которой расскажем, зачем и когда необходимо обращаться к психологу, предоставим информацию о бесплатных службах психологической помощи.

3. Занятия для педагогического коллектива по формированию резильентности у подростков

Наличие поддерживающего взрослого – одно из необходимых условий формирования резильентности. На занятиях для специалистов будет раскрыто понятие резильентности, факторы, способствующие ее формированию, кто такой «поддерживающий взрослый», какими качествами он обладает и что делает для ребенка. Разберем вместе с педагогами на конкретных примерах (кейсы учащихся школы), что можно делать, чтобы укреплять внутренние ресурсы и устойчивость подростков. Таким образом, занятия будут направлены на то, чтобы укрепить поддерживающую позицию педагогов по отношению к подросткам, обучить их дополнительным навыкам.

4. Описание практики в виде пособия и проведение семинаров для специалистов школ Санкт-Петербурга

Школа №2 является городским ресурсно-методическим центром по работе с детьми, имеющими трудности социальной адаптации. На базе этого центра мы проведем семинары для специалистов из других школ города, для передачи им данной технологии работы. Участники получат электронное пособие, в которое войдёт описание практики и методические планы занятий для подростков.


Ожидаемые результаты:

  • В школе № 2 будет проведено 3 цикла занятий, направленных на формирование резильентности у подростков. Не менее 30 подростков примут участие
  • Помощь психолога получат 30 подростков, для каждого будет проведено 7-10 консультаций
  • Будет проведено 4 занятия для специалистов школы по формированию резильентности у подростков, в них примут участие 20 человек
  • 40 специалистов школ Санкт-Петербурга примут участие в методическом семинаре и познакомятся с технологией психологической реабилитации детей, переживших насилие
  • Будет разработано электронное методическое пособие для специалистов, включающее описание подхода и методических планов занятий
Вернуться назад
Подписаться на новости